главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Главная / Russian / программа / Специальные проекты / Капитализм как религия

КАПИТАЛИЗМ КАК РЕЛИГИЯ?

Кураторы проекта: Оксана Саркисян, Алексей Пензин

Название проекта отсылает к одноименному фрагменту из наследия философа Вальтера Беньямина (1921), который привлекает все большее внимание в последние годы. Основная мысль этого фрагмента состоит в том, что религия не просто является одним из условий возникновения западного капитализма (протестантизм, согласно знаменитому тезису Макса Вебера); капитализм и есть религия, «…чистый религиозный культ, возможно, самый экстремальный из всех, что были доныне».

Анализ современной общемировой ситуации показывает, что капитализм воспринимается как безальтернативный, абсолютный, поскольку у него нет Другого (каким в свое время был советский проект). Его апологеты отвергают любую критику, ссылаясь на трагический опыт радикальных альтернатив общественного развития в ХХ веке. Капитализм со всеми его многочисленными проблемами (бедность, социальное неравенство, разрушение экосферы и другие) сейчас признается «меньшим злом» по сравнению с пугающей тенью тоталитарного прошлого. Между тем, «меньшее зло» – понятие скорее религиозное. Разбор проблемы зла и оправдание бога – теодицея – была, как известно, одной из задач теологии.

Это и есть вопросы, вокруг которых строится проект «Капитализм как религия?»: как анализировать современность, не прибегая к древнему языку теодицеи? Какие аргументы можно выдвинуть в ответ на речи «теологов» капитализма? Как художественно репрезентировать псевдорациональное, ритуальное содержание практик капиталистического общества?

Сегодня в российском обществе активно разворачивается процесс утверждения идеологии и практики постлиберальной экономики. Современное российское искусство, как и другие социо-культурные сферы, оказались не подготовлены к критическому восприятию быстро развивающегося арт-рынка, наивно копируют ритуалы и фетиши общества потребления, и занимают конформистскую позицию по отношению к государственной идеологии и механизмам культуриндустрии.

Однако обращение к истории советского искусства дает другие примеры. Критические практики художников-нонконформистов носили отчетливо политический характер, ярчайшим проявлением которого стал соц-арт.

В этом контексте основной задачей проекта является актуализация критических практик и развитие богатой традиции советского нонконформистского искусства благодаря объединению художников разных поколений – как уже признанных мэтров современного искусства, так и молодых художников.

Выбор темы также связан и с последними событиями в российском искусстве. Актуализация в якобы постидеологическом обществе вопросов веры, проявившая себя в инциденте с выставкой «Осторожно, религия!» (2003) и нашедшая свое «позитивное» отражение в выставке «Верю» (2006), требует критического осмысления этой проблемы вне религиозного дискурса.

Для этого осмысления явно недостаточно горизонта формального либерально-правового консенсуса. Тем более, недопустимы уступки новому религиозному консерватизму. Необходима третья позиция, которая вскрывала бы моменты религиозной косности и инерции внутри того реального и «секуляризованного» политико-экономического устройства, в котором мы живем, а не во внешних ему архаических институтах «официальных» верований.

Проект «Капитализм как религия?» осуществляется в два этапа. Первый этап – научно-исследовательский. В его рамках в 2008 году состоялись конференция и лаборатория. Первый этап стал не только полноценным исследованием проблемы, но и подготовкой ко второму этапу – выставки художников современного искусства.

В конференции и лаборатории приняли участие философы, социологи, искусствоведы и художники: Валерий Подорога, Борис Кагарлицкий, Олег Аронсон, Елена Петровская, Александр Иванов, ИгорьЧубаров, Кети Чухров, Алексей Пензин, Артем Магун, Оксана Тимофеева, Александр Соколов, Владимир Архипов, Александр Евангели, Стас Шурипа, Оксана Саркисян, Дэвид Рифф, Дмитрий Виленский, Арсений Жиляев, Яков Каждан, МишМаш, Лиза Морозова, Сергей Ситар и другие.

В настоящее время кураторский коллектив готовит для публикации каталог проекта – сборник теоретических текстов и материалов обсуждений (около 20 текстов), а также документацию художественных практик в рамках лаборатории.

Художники:

  • Владимир Архипов
  • Александр Евангелии
  • Арсений Жиляев
  • Яков Каждан
  • МишМаш (Мария Сумнина и Михаил Лейкин)
  • Лиза Морозова
  • Сергей Ситар
  • Александр Соколов




биеннале

программа

пресса

для посетителей