главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Лицо. Образ. Время.

 
Лицо. Образ. Время.

Место и даты экспозиции

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
17 сентября 2009 — 13 декабря 2009

Лицо. Образ. Время.
От модернизма к современности

Изображение человека с древнейших времен было одной из магистральных тем мирового изобразительного искусства. Именно образ человека, веками занимавший умы художников и воссозданный в разных жанрах и вариациях, от наскальных рисунков до «ню» или автопортрета, является той самой лакмусовой бумажкой, демонстрирующей не только изобразительный язык или художественное кредо того или иного автора, но и стилеобразующие тенденции эпохи.

В России, в отличие от многих стран, где воспоминание об античности составляло существенную часть культурного наследия, изображение человека появилось лишь в начале XVIII века в виде «персоны», портрета. Несмотря на усилия Петра по европеизации русского искусства, изображение человека еще долго оставалось периферийным мотивом и приобрело самоценность лишь с образованием Академии художеств и  появлением такого жанра как историческая картина.  
Вторая половина XIX века знаменует собой расцвет академизма и салонного искусства. Изображение человека в самых разных жанрах, в том числе и редком для русского искусства жанре «ню», становится доминирующей художественной задачей.

В этом контексте, настоящим прорывом было появление группы художников-передвижников, провозгласивших в пику академизму программу нового искусства, ориентированного на критический показ социальных явлений и реалистический живописный язык.

Несмотря на большую историческую дистанцию, наступление эры постмодернизма  и ироничное отношение современных художников к традициям, обе эти концепции бытуют в русском искусстве до сих пор, нередко сплетаясь воедино в одном произведении.

В начале XX века традиционная жанровая структура претерпевает существенные трансформации, знаменующие наступление новой эпохи. На первый план выходит фигура художника-авангардиста, создающего новую художественную вселенную. Изображение человека будь то портрет, фигура или группа, превращается в лабораторию для экспериментов с художественной формой.  
Наступление этой новой эпохи провозглашает отход от постренессансной гуманистической концепции искусства, где человек был главным предметом изображения. Для современного художника изображение человека превращается в своего рода материал, с помощью которого он ярко демонстрирует свою художественную стратегию, вступая в открытый диалог с философским и общекультурным контекстом своего времени и искусством предшествующих эпох.

В этой связи особый интерес представляет самый большой раздел выставки, посвященный современному искусству. В творчестве художников 1960-1980-х годов была сформулирована альтернативная концепция искусства, подготовившая благодатную почву для художников 1990-х-2000-х. Тема изображения человека красной нитью проходит через творчество русских художников нескольких поколений. Метафизическая рефлексия шестидесятников и попытки самоидентификации в советской системе координат, сменяются иронией художников соц-арта и «заумью» концептуалистов, открывших двери художникам «новой волны» и таким участникам современной арт-сцены, как О. Кулик, А.Виноградов и В.Дубосарский, В. Мамышев-Монро, С. Шеховцов, Р. Мамедов и многие другие.

Искусство конца XX – начала XXI века поражает обилием индивидуальных художественных концепций, поиском новых форм искусства и изобразительных средств, сменяющих друг друга, подобно калейдоскопу. Главным источником интерпретации образа человека нередко становится массовая культура и масс-медиа, превратившиеся сегодня в глобальный поток информации, стирающий границы между странами и континентами.  
Какие изменения претерпевает интерпретация образа человека на пути от модернизма к актуальному искусству? Каким представляется человек художнику предшествующей эпохи и нашим современникам? Какими они видят себя и свое время? На эти темы мы предлагаем поразмыслить зрителям, представив их вниманию произведения ведущих русских мастеров конца XIX – начала XXI века и современных западных художников.

Художники:

  • Семирадский Г.
  • Репин И.
  • Бродский И.
  • Кончаловский П.
  • Машков И.
  • Алимпиев В.
  • Альберт Ю.
  • Берг Е.
  • Мамедов Р.
  • Булатов Э.
  • Кабаков И.
  • Орлов Б.
  • Пивоваров В.
  • Файбисович С.
  • Янкилевский В.
  • В.Комар и А. Меламид
  • Волков С.
  • Гороховский Э.
  • Пепперштейн П.
  • Гурьянов Г.
  • Дубосарский и Виноградов
  • Доу О.
  • Дэвис И.
  • Захаров В.
  • Шеховцов С.
  • Кожухарь В.
  • Кошляков В.
  • Кулик О.
  • Рагимов К.
  • Салахова А.
  • Тобрелутс О.
  • Чахал Г.
  • «Синие носы»
  • Пьер и Жиль
  • Мателли Т.

 

Организатор: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

Куратор: Александра Харитонова

Генеральный партнер: Группа компаний «Стройтэкс»






биеннале

программа

пресса

для посетителей