главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Интерпретация объекта в московской концептуальной школе

 
Интерпретация объекта в московской концептуальной школе

Место и даты экспозиции

ПRОЕКТ_FАБRИКА
20 сентября 2009 — 18 октября 2009

Из собрания Музея МАНИ (Московского архива нового искусства)

Организатор выставки: Е.К.АртБюро

Куратор проекта: Александра Данилова

Со-куратор: Елена Куприна-Ляхович

Художники:

  • Никита Алексеев
  • Юрий Альберт
  • Сергей Волков
  • Римма Герловина
  • Вадим Захаров
  • Группа "Инспекция "Медицинская герменевтика""
  • Илья Кабаков
  • Георгий Кизевальтер
  • Группа "Коллективные действия"
  • Мария Константинова
  • Игорь Макаревич
  • Андрей Монастырский
  • Николай Панитков
  • Группа "Перцы"
  • Виктор Пивоваров
  • Дмитрий Александрович Пригов
  • Группа "СЗ"
  • Андрей Филиппов
  • Игорь Чацкин
  • Группа "Чемпионы мира"
  • Иван Чуйков
  • Мария Чуйкова


Задуманный как выставка-исследование, проект «Интерпретация объекта в московской концептуальной школе»  показывает  на конкретном историческом материале особенности этой сферы художественного творчества, дает представление не только о  многообразие типологии  объекта как жанра, но и выявляет  основные принципы его эстетики.

Материалом исследования стала коллекция  Музея МАНИ, хронологически первая частная коллекция московского концептуального искусства. Уникальность этого собрания заключается в том, что оно было сформировано «внутри» московской концептуальной школы. Инициатива ее создания принадлежала художнику Николаю Паниткову, одному из основателей группы «Коллективные действия». Таким образом, именно коллекция МАНИ способна представить аутентичный взгляд  московских концептуалистов на проблемы «нового искусства».

Сама тема объекта как ключевая для настоящей выставки возникла неслучайно. Очевидно, что минувшее столетие предложило множество новых видов и жанров изобразительного творчества; оно значительно расширило границы художественного и трансформировало само понятие произведение искусства. Одним из самых радикальных преобразований в сфере культуры стало создание такой художественной формы как объект. Именно эта форма позволила решительно переместить акценты внутри поля культуры, сделать повседневные предметы частью сложнейшей интеллектуальной и визуальной игры. За почти столетнюю историю объект стал не просто формальной категорией, обозначающей типологию определенной группы произведений. Можно говорить о том, что он стал самостоятельным жанром, имеющим свои законы и развивающимся в соответствии с определенными стилистическими и внутривидовыми принцами; более того постепенно он создал собственную эстетическую систему, пытающуюся распространить свои принципы на всю сферу искусства. Многие ведущие теоретики, обращавшиеся в своих исследованиях к проблеме объекта, приходили к выводу, что «предметность мышления» является одной из характерных черт современного сознания, и в искусстве создается ситуация когда любое явление по сути может быть интерпретировано как объект. С другой стороны, минимализация физических затрат в процессе художественного творчества позволила мастерам различных направлений добиться максимальной широты интерпретаций, и визуальная пустотность, неинтересность пластического образа становится синонимом главенства идеи над материальной реализацией. Неслучайно одной из самых ярких страниц в истории развития объекта в ХХ столетии стал именно концептуализм.

Образующие в коллекции МАНИ единую пластическую группу, объекты, созданные «Коллективными действиями», Инспекцией «Медицинская герменевтика», Ильей Кабаковым, Андреем Монастырским, Риммой Герловиной и многими другими известными художниками, способны не только просто представить этот один из важнейших жанров современного художественного творчества, но и в самой концентрированной форме воплотить идеи «новой» эстетики. Кроме того, концептуальный объект во многом оказывается наследником предшествующих традиций. Нередко, работы художников имеют визуальных «двойников» или идейные аналоги, существующие в других художественных системах. Так, например, «Не надо гадить» (1986) Андрея Монастырского обнаруживает внешнее сходство с бронзовым «Карманным фонарем» («Flash Light», 1958) Джаспера Джонса, «Слив» (1987), выполненный группой «Перцы» может быть сопоставлен с портативными раковинами («Instrument of hygiene», 1995) Адриана Пижо, имеющими своей предысторией знаменитый реди-мейд  Марселя Дюшана («Fountain», 1917), а работа Николая Паниткова «Во всем» (1988) забавным образом перекликается с произведениями Моны Хатум и Хаима Стейнбаха. Снабженные комментариями кураторов и художников, данные объекты позволят проследить, как изменялось отношение к предмету в искусстве. Таким образом, концептуальный объект, представленный как часть широкой художественной полемики и эстетической риторики, получит новый контекст и новое пространство осмысления.

Александра Данилова






биеннале

программа

пресса

для посетителей