главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Мастерская женского творчества

 
Мастерская женского творчества

Место и даты экспозиции


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА "МАСТЕРСКАЯ ЖЕНСКОГО ТВОРЧЕСТВА. ИСТОРИЯ ЖЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ" И ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ КНИГИ "ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ИСКУССТВА. 1989-2009"

Кураторы: Наталия Каменецкая, Оксана Саркисян
Координаторы проекта: Новосёлов Алексей, Мухина Ася
Редактор каталога: Наталия Каменецкая, Оксана Саркисян

Организаторы:  
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Московский музей современного искусства
Российский государственный гуманитарный университет
Автономная некоммерческая организация культуры «ИНО»

Презентация книги «История женского искусства. 1989–2009 годы» и выставки -  ретроспективы женского арт-активизма «Свидетельство отсутствующего субъекта» в рамках проекта  «Мастерская женского творчества. История женской культуры в постсоветском пространстве: 1989–2009 годы».

Выставки: В ретроспективе участвуют выставочные проекты 1989–2009 годов:  «Женщина в искусстве»,  «Женщина как субъект и объект в искусстве», «Женственность и власть», «0 Аркан», «Работница», «Умелые ручки», «Музей желаний», «Второй пункт», «Подруга», «Сердца четырех», «Русская феминистка» (проект «С точки зрения художника»), «Камера Обскура», «Коллоквиум», «Работница-2 (Отчет)», «Границы гендера», «Воспоминания - ошибки памяти», «Стерва века», «Мужчины в моей жизни», «Неспальный вагон», «Автопортрет художницы»,  «Искусство женского рода», «Тело, культура и оптические иллюзии», «Гендерные волнения», «Эгалитарность», «Homo Grandis Natu: возраст», «Лебединое озеро», «Kataptron», «Уязвимость»; а также проекты женских творческих групп: VMC, IV высота, Я люблю тебя, Жизнь; индивидуальные проекты художниц Т. Антошиной, А. Альчук, Н. Турновой, М. Колдобской, видеопрезентация Кибер-фемин-клуба, художницы «русского зарубежья».

О проекте:

Проект посвящен пропаганде идеи Музея женского искусства в России, абстрактной идеи, которая должна воплотиться в наиболее подходящих для дальнейшего развития женского искусства институциональных формах. В рамках проекта осуществляется целый ряд событий: конференции, создание интернет ресурса, проведение выставок, формирование архива и издание каталога. Деятельность по музеефикации женского искусства сопрягается с современными социокультурными процессами,  способствует развитию дискурсивного поля вокруг проблематик женского арт-активизма и гендерных рефлексий. Анализируя значение женского искусства в постсоветской России, проект намечает перспективы дальнейшей работы по его поддержке и развитию.

Богатые традиции российского феминизма связаны с социальным равноправием женщин в советском обществе. Но гендерная теория, как инструмент социо-культурного анализа, получает распространение в России со времени перестройки, времени утверждения демократических свобод, плюрализма и политики открытости. Женщины-художницы оказываются в авангарде этого процесса. Россия знакомится с западным феминизмом на излете его героического периода, но переживает его ярко и самобытно. Гендерная теория становится в постсоветской России действенным инструментом деконструкции тоталитарной идеологии и формирования новой идентичности российской женщины. Развенчание советских мифов и исследование приватных пространств, в которых особое значение приобретает чувственность, подавляемая универсальностью общественных отношений советского общества, становятся  на рубеже 90-х актуальными вопросами. Они находят свое отражение в первых выставках: «Женщина в искусстве» (1989) и «ZEN: Женщина как субъект и объект в искусстве» (1990), «Работница» (1990) и «Работница -2 (Отчет)» (1995), «Женственность и Власть (Ъ)» (1991) и «0 Аркан» (1992).  Выставки проходят на волне возрастающего общественного интереса к гендерной теории, в результате которого начинают формироваться женские творческие сообщества. Неоценима роль в  организации первых выставок художниц Анны Альчук, Наталии Каменецкой, теоретиков искусства Олеси Туркиной и Аллы Митрофановой.  Международный журнал «Идиома» в Москве и Кибер фемин клуб в Санкт-Петербурге разворачивают активную исследовательскую, художественную и популяризаторскую деятельность. На 2000-е годы приходится пик феминистского искусства, обусловленный формированием новых идентичностей и появлением на художественной сцене нового поколения женщин-художниц. Выставки «Женщины России» (1997), «Русская феминистка» (1999), проект «Границы гендера»  (выставки «Границы гендера» и «Аnamnesis Lapsus Memoriae (Воспоминания. Ошибки памяти»  (1999-2000), «Автопортрет художницы» (2002),  отражают процесс самоопределения. Возникают программно гендерные художественные стратегии в творчестве таких художниц, как Анна Альчук («Девичья игрушка», «Двойная игра», «Фигуры закона»), Татьяны Антошиной (проект «Музей женщины»), Марии Чуйковой, эксплуатирующей образ читающей домохозяйки, Айдан Салаховой, исследующей мироощущение женщины Востока, Анны Броше, иронично отражающей реальность женских глянцевых журналов. Признанием значимости женского искусства становится масштабная выставка «Искусство женского рода» (2002) в Третьяковской галерее.

В последнее десятилетие российское женское искусство акцентирует свое внимание на анализе и деконструкции стереотипов репрезентации образа женщины в современном информационном пространстве, интеграции новых смыслов в традиционное поле культуры «Тело, культура и оптические иллюзии» (2004), «Эгалитарность» и «Гендерные волнения» (2005), Katoptron (Направление взгляда зеркала) (2007). Но до сих пор, организация выставок женского искусства продолжает оставаться инициативой самих художниц, не имея постоянной институциональной поддержки.   

Оксана Саркисян

При поддержке: При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп.









биеннале

программа

пресса

для посетителей