главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Не игрушки!?

 
Не игрушки!?

Место и даты экспозиции


0рганизаторы: Государственная Третьяковская галерея и Фонд поддержки визуальных искусств Е. Березкиной «ЭРА»

При поддержке Фонда Общества поощрения художеств 

Руководитель проекта: Ирина Лебедева

Авторский коллектив проекта: Кирилл Светляков, Кирилл Алексеев, Сергей Епихин, Алёна Рассказова при участии VP STUDIO Веры Погодиной

Игрушка – самый доступный и, вместе с тем, самый опасный материал современного искусства, способный обрушить любые культурные иерархии. Из маргинального атрибута в портретах романтической эпохи игрушка превратилась в пластический материал и, зачастую, в самостоятельное произведение в практике художников ХХ века. «Брошенную куклу» символизма подхватывают дадаисты и сюрреалисты, которые часто имплантировали игрушечные объекты в свои ассамбляжи. «Пространственные скульптуры» Калдера начинаются с его игрушечного цирка, казалось бы, предназначенного, только для приватных развлечений. В 1960-е годы с возрождением дадаистских практик художники поп-арта и группы «Флюксус» активно используют игрушку в своих атаках на парадигмы модернисткой культуры, неизбывно серьёзной, пафосной и коммерчески успешной. Для многих авторов игрушка становится самым радикальным вариантом дюшановского «рэди-мейда» и основным инструментом трансгрессии – перехода из одного контекста в другой. При этом игрушечный материал даёт художнику «презумпцию невинности» и позволяет почувствовать игровую природу искусства, захламлённую предметами полезной «взрослой» деятельности. Разрушение станковых форм, поражённых игрушечным «вирусом», приводит к появлению квазикультовых игрушечных объектов и алтарных композиций, включающих в себя игрушечные элементы. В последующие периоды происходит дальнейшая автономизация игрушечного материала, который окончательно приобретает статус «абджекта» (термин Юлии Кристевой), т.е. промежуточной формы между субъектом (художником и зрителем) и объектом (произведением искусства). Игрушка разрастается до масштабов скульптурного монумента, она способна не только манипулировать субъектами, но и заменить их собою в качестве идеального предмета потребления. Чтобы ни делал «человек играющий», он неизбежно приходит к созданию игрушек, которые становятся произведениями искусства или обретают художественный статус, чтобы на следующем этапе стать новой игрушкой для интеллектуалов-интерпретаторов и арт-диллеров. История искусства ХХ века, переполненная «не игрушками», кроме всего прочего, обнажает важнейшую проблему современного общества: это проблема инфантильной редукции, вызванной психоанализом, и, как следствие, проблему инфантилизации массового сознания.

Цель проекта – проследить историю игрушки в русском искусстве в период с 1930-х до настоящего времени. Экспозиция начинается с макетов игрушек, разработанных в НИИ игрушки в 1930-е годы и не запушенных в массовое производство. Эти макеты имеют генетическую связь с традицией русского авангарда и одновременно напоминают нонконформистские ассамбляжи конца 1960-х1970-х годов. «Игрушечный» эпизод или целая «игрушечная» история имели место в практике многих русских художников. Это не случайно, поскольку в ситуации советской культуры с её репрессивной эстетикой, происходило постоянное вытеснение «нежелательной» художественной энергии в детские сферы, начиная с преподавания в детских художественных школах и созданием произведений, адресованных детям, будь то литература, книжная иллюстрация, кино, мультипликации и многое другое. Сама культурная политика подталкивала современных художников к работе с детских ресурсом. Кроме того, три поколения московских нон-конформистов существовали в тесных дружеских и семейных связях, что не могло не привести к «детским комплексам» и «детским» трансгрессиям у каждого следующего поколения по отношению к предыдущему. Эта проблема артикулирована в «игрушечной» практике группы «Инспекция Медицинская герменевтика» и художников её круга, определивших традицию последующего периода. В современном русском - как и западном - искусстве игрушка существует и развивается в диапазоне от ассамбляжного элемента до алтарных форм и масштабных инсталляций. Но существенные отличия наблюдаются в проблематике и характере интерпретации игрушечного материала. Обращаясь к игрушке, русские авторы крайне редко затрагивают тему сексуальности, и связанные с нею, темы насилия и потребления. Эти отличия обнажают границы культурных табу.

Участники:

• Павел Аксёнов
• Татьяна Антошина 
• Сергей Ануфриев 
• Владимир Архипов 
• Фарид Богдалов 
• Анатолий Брусиловский 
• Герман Виноградов 
• Александр Виноградов и Владимир Дубосарский 
• Сергей Волохов 
• Сергей Воронцов 
• Римма и Валерий Герловины 
• Елена Елагина и Игорь Макаревич 
• Анна Ермолаева 
• Константин Звездочётов 
• Инспекция медицинская герменевтика 
• Мария Константинова 
• Георгий Кизевальтер 
• Коллективные действия 
• Николай Козлов 
• Виталий Комар и Александр Меламид 
• Вячеслав Мизин 
• Ирина Корина 
• Алексей Кострома 
• Ростислав Лебедев 
• Борис Матросов 
• Диана Мачулина 
• Игорь Мухин 
• Ирина Нахова 
• Аркадий Насонов 
• Борис Орлов 
• Георгий Острецов 
• Николай Панитков 
• Ксения Перетрухина 
• ПМП (Пригов–Мали–Пригов)
• Лариса Резун-Звездочётова 
• Кирилл Рубцов
• Александр Сигутин 
• Виктор Скерсис 
• Константин Скотников 
• Леонид Соков 
• Наталья Смолянская 
• Витас Стасюнас 
• Ростан Тавасиев 
• Вера Хлебникова 
• Дмитрий Цветков 
• Мария Чуйкова 
• Кирилл Шаманов мл. 
• Игорь Шелковский 
• Кирилл Шувалов 
• Сергей Шутов 
• Барбара Элиаск

 

Организаторы выставки благодарят Сергиев-Посадский музей игрушки, Музей советских игровых автоматов, галерею "Проун" и галерею XL за участие и поддержку в проведении выставки

 

Информационный партнер

Информационная поддержка

  





биеннале

программа

пресса

для посетителей